Помимо
церковных праздников и праздников общепринятых издавна на Богучарской
земле славяне отмечали свои народные праздники. При этом большинство из
них были связаны с отдельными временами года, днями и числами месяца,
оживающей природой, часть праздников приурачивалась к крестьянским
работам.
В
Богучарском уезде, более 150 лет назад, праздники разделялись «.. на
просто праздники и грозные праздники: к первым относились – 30-го июня
«Полу-Петро», 1-го августа «Маковский», 1-го сентября – «Семин день», ко
вторым: 23-го апреля «Егорий», «Борис и Глеб», 27-го – «Палий», «Пантелеймон»
и «Михайлово чудо» (по Ткачеву).
В каждой
местности количество праздников зависело еще и от рода деятельности
крестьян. Так, на «Маковин» (у малороссов) или «Макаваев» (у
великороссов) 1 августа крестьяне собирали мак, анна «Семин день» (у
малороссов) и «Семенов праздник» (у великороссов) 1 сентября считалось
большим грехом засевать семена.
23 апреля в
уезде праздновали «Егория - скотопаса» - в поле выгоняли скотину, в этот
же день праздновали «Бориса и Глеба», хотя в России этот праздник
праздновался еще 2 мая и был посвящен памяти князей Бориса и Глеба. У А.
Н. Афанасьева[1]
с праздником «Бориса и Глеба» связано много поверий: «… крестьяне
называют барыш-день – вследствие созвучия Борис со словами барыш:
торговцы стараются тогда продать что – нибудь с выгодой, дабы во весь
год торговать с прибылью». При этом в отдельных селах праздновались два
дня – еще и на 24 июля, а отсюда и поговорка: на 2 мая – «Борис и Глеб
засевают хлеб», на 24 июня - «Борис и Глеб – поспел хлеб». Как видно,
слово Борис созвучно с барыш. Глеб – хлеб.
Интересна
история праздника «Полу – Петро» по Ткачеву: «.. проезжал мимо
цыганского табора святой апостол Петр на небо, с жалобой к Богу. Около
шатра лошадь апостола расковалась, а подкована она была золотыми
подковами. Апостол отдал на сохранение цыганам золотую подкову и за это
обещал спросить у Бога об их назначении и имени. Ехал апостол к Богу
жаловаться на несправедливость распределения праздников… Бог уважил
просьбу святого Петра; но так как это было честолюбие, то Бог дал ему не
полный праздник, а половину праздника, который празднуется 30 июня и
называется Полу - Петром. В отношении же цыган Бог сказал, что название
им – цыгане, ремесло их - кузнечество, конокрадство и обман. А что это
такое, то вот тебе доказательство – они и тебя обманут непременно. И
действительно, когда Апостол Петр возвращался назад, то цыгане убедили
его, что золотую подкову он им не оставлял».
Большинство
праздников были связаны с переменами в природе. Прежде всего, в Богучаре
праздновали день Воздвижения Святого креста, когда, по Ткачеву, «… все
гады на земле собираются (сдвигаются в одно место).
1 марта «…
все животные, подверженные спячке просыпаются», у Афанасьева в этот день
в Воронежской губернии отмечалась и «Евдокия –плющиха» (плющать –
капать, плющиха – сосулька под крышами). По утрам еще продолжаются
морозы (утренники), которых со дня сорока мучеников (9 марта) бывает
сорок, думаю, что в этот день возвращаются сорок разных пташек, а сорока
начинает строить гнездо и кладет в него сорок палочек».
2 февраля,
по народному поверию, зима с летом встречаются, и сейчас этот праздник
называют «Стретеньем». 27 июля богучарцы праздновали «палий» или
Пантелеймон - целитель. В это день бабки – травницы ходили к заповедным
лощинам, полянам и рвали траву, думая с любовью о близких, загадывая им
здоровье. В «Михайлово чудо» у грешников обязательно приключалась какая
– либо неприятность – то крыша прохудиться, то бочка потечет.
У
воронежцев есть много дней, в которые нужно делать какую – либо работу
во дворе и поле, в доме и за обедом, с этими днями они связывают много
различных суеверий и примет. Афанасьев и Ткачев составили данный список
таких работ, поверий и примет, которые подметили у богучарцев на каждый
день. Назову лишь отдельные дни мая: 1 мая – день Еремея – запрягальника
(яремника), крестьяне начинали пахать, и на лошадей и быков одевали
ярмо, 2 мая считался соловьиным днем, в это день начинали свои распевки
соловьи, 3 мая – ели зеленые щи, 5 – на Ирину – рассадницу рассаживали
капусту, 6 – на Иова – горошника высевали горох, 9 мая был Никола вешний
и травный, 11 мая на Мокрия если пойдет дождь, то лето будет мокрым, 13
– на Лукерью – комарницу появились комары, если на 14 мая на Сидору
будет сиверко, то летом будет холодно, а если на 15 мая, на Пахомия
будет тепло, то и лето будет с теплом, 21мая - на Константина и Елену
(Алена – длинные льны, леносеика) сеяли лен, 23 – на Леонтия –
огуречника вели посадку огурцов, 29 – на Феодосию – колосяницу уже
начинала колоситься рожь, 31 мая работы в поле заканчивались и наступал
праздник Еремея – распрягальника.
Как видно
из трудов этнографов, все эти праздники родились не от духовной стороны
человека, а безусловно подчинялись материальным условиям и потребностям,
лежащим, по утверждению Афанасьева: «… столько же в природе окружающих
его предметов и явлений, сколько и в звуках родного языка».
|